О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2003 ГОД С УЧЕТОМ БЮДЖЕТНОГО ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПУТИНА В.В.

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Республики Саха (Якутия)

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
Республики Саха (Якутия)

от 17 июля 2002 г. № 1

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Якутск

О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2003 ГОД С УЧЕТОМ БЮДЖЕТНОГО ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПУТИНА В.В.

Заслушав и обсудив доклады министра финансов Республики Саха (Якутия) Березкина Э.Б.. министра экономического развития Республики Саха (Якутия) Данилова В.Д. Коллегия Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) и Коллегия Министерства финансов Республики Саха (Якутия) отмечают следующее.

Основной задачей в ближайшее время является разработка проекта Государственного бюджета на 2003 г. и представление его в утвержденные сроки в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я). Формирование бюджета происходит в сложных условиях. Вносятся многочисленные изменения в налоговое законодательство Российской Федерации. При этом централизация финансовых средств в федеральном центре проводится асимметрично:

передача доходных ресурсов не сопровождается пропорциональной передачей расходных полномочий. Так,. за два последних года бюджет Республики Саха (Якутия) имел значительные выпадающие доходы по НДС платежам за природные ресурсы и коммунальному налогу, которые при этом не были компенсированы. В 2003 г. предполагается отмена налога на пользователей автодорогами, указанные выпадающие доходы вновь вводимым транспортным налогом также не компенсируются.

В предстоящем году доходная часть Государственного бюджета РС(Я) оценивается в 30,4 млрд. руб., что почти на 1 млрд. руб. меньше, чем в 2002 г. Расходы по погашению государственного долга возрастут с 700 млн. руб. в текущем году до 1,7 млрд. руб. в предстоящем. Дефицит бюджета в соответствии с действующими нормативами не должен превышать 1,1 млрд. руб.

В то же время общая сумма бюджетных заявок на 2003 год превысила 51 млрд. руб., в т.ч. на финансирование целевых программ без учета капитальных вложений - 7,8 млрд. руб. (из них 4,8 млрд. руб. - по сельскому хозяйству). При этом годовой объем текущих расходов бюджета без учета предстоящего роста цен уже составляет 28,4 млрд. руб.

Существующий резерв доходов консолидированного бюджета от поступления разовою платежа (бонус) за право пользования Талаканским месторождением, при его начальной (стартовой) цене в 50 млн. долларов США, или около 1,7 млрд.руб. оценивается в сумме около 1 млрд.руб.

Обменявшись мнениями, Коллегия Министерства экономического развития РС (Я) и Коллегия Министерства финансов РС(Я) решили:

I. Считать основными направлениями бюджетной политики Республики Саха (Якутия) на 2003 год следующие задачи:

- Укрепление и наращивание доходной части бюджета, в том числе, за счет расширения налогооблагаемой базы, консолидации всех источников бюджетных доходов, включая возвратные средства, прибыль от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, отчисления от прибыли государственных предприятий.

- С целью обеспечения финансовой стабильности - осуществление последовательной финансовой политики основанной на приведении бюджетных обязательств в соответствие с уровнем обеспеченности финансовыми ресурсами. Необходима всесторонняя оптимизация расходов бюджета, концентрация государственных финансовых средств на важнейших направлениях развития республики.

- Обеспечение полного и устойчивого выполнения бюджетных обязательств на всех уровнях власти при четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности каждого из уровней.

- Создание эффективной системы межбюджетных отношений, как с Российской Федерацией, так и с органами местного самоуправления. В 2003 году должен быть осуществлен переход к местному самоуправлению, обеспечено выделение на основе единой методики финансовой помощи муниципальным образованиям.

- Проведение поли гики сокращения долговых обязательств. Необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение всеми бюджетополучателями лимитов бюджетных обязательств, нацелить их на экономию бюджетных средств, особое внимание уделять проблеме урегулирования кредиторской задолженности.

- Усиление контроля за использованием государственных финансов. Главные распорядители и распорядители средств бюджета должны осознавать всю полноту ответственности за ненадлежащее бюджетное планирование при формировании бюджетных заявок, нецелевое использование бюджетных средств и нарушение бюджетного законодательства.

Завершение перевода на казначейское исполнение всех получателей средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

II. В целях надлежащего исполнения Государственного бюджета РС (Я) на 2002 год и своевременной разработки проекта Государственного бюджета РС (Я) на 2003 год:

1. Министерству финансов Республики Саха (Якутия):

1.1. В срок до 1 августа т.г. разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) вопрос “Об основных параметрах прогноза консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2003 год”.

1.2. Совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия):

- обеспечить 100 процентный сбор налоговых и неналоговых доходов;

- принять меры по сокращению недоимки налоговых поступлений;

- продолжить практику) календарного налогового планирования:

- принять меры по ужесточению налогового администрирования;

- оказывать поддержку предприятиям, прошедшим реструктуризацию по платежам в бюджет, с целью соблюдения положений реструктуризации и обеспечения поступления текущих платежей.

1.3. Совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и отраслевыми министерствами и ведомствами:

- завершить перевод на казначейское исполнение всех расходов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

- в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств продолжить реализацию мероприятий по совершенствованию методов предварительного и текущего контроля;

- принимать активное участие в работе, проводимой на федеральном уровне по совершенствованию налогового законодательства, по разграничению расходных полномочий органов власти и их нормативно-правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и финансированию бюджетных обязательств исходя из реальных финансовых возможностей Республики:

- не допускать передачи расходных полномочий между уровнями бюджетной системы без определения или передачи доходных источников:

- считать приоритетным направлением инвестирование в инфраструктурные объекты от которых зависит устойчивое функционирование национального хозяйства республики, снижение бюджетных расходов или увеличение налогооблагаемой базы;

- принять меры по погашению санкционированной кредиторской задолженности республиканского бюджета перед строительными организациями;

- продолжить практику применения социальных норм и финансовых нормативов с учетом введения института местного самоуправления;

- разработать механизмы стимулирования притока капитала в республику.

2. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия):

2.1. Подготовить проект распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) о создании комиссии с привлечением финансовых и контролирующих органов по проверке эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию республиканских и федеральных средств государственными заказчиками (исполнителями программ):

2.2. Кредитование из Инвестиционного бюджета (Бюджета развития) Республики Саха (Якутия) инвестиционных проектов предприятий республики, быстроокупаемых, ориентированных на замещение экспорта, развитие внутреннего рынка и создание новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) осуществлять на конкурсной основе;

2.3. Реализацию проектов жилищного строительства осуществлять исходя из принципа разрешения проблем занятости и миграции населения;

2.4. Формирование инвестиционных программ Республики Саха (Якутия) на 2003-2004 годы осуществлять исходя из следующих критериев:

- не подлежат включению вновь начинаемые объекты;

- подлежат рассмотрению предложения по объектам с точки зрения приоритетности решения социально- экономических задач Республики Саха (Якутия) с условием софинансирования из Федерального бюджета и других источников;

2.5. в срок до 1 ноября 2002 года совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) государственный заказ на продукцию предприятий топливно-энергетического комплекса на 2003 год:

2.7. обеспечить контроль по размещению закупок для государственных нужд путем проведения конкурсов (тендеров):

2.8. в 1 квартале 2003 года рассмотреть итоги эффективности исполнения государственных контрактов за 2002 год заключенных на основе конкурсов и тендеров.

2.9. продолжить работу по организации ярмарки инвестиционных проектов;

2.10. не принимать решения, приводящие к увеличению численности государственных служащих, работников учреждений и организаций бюджетной сферы.

2.11. Совместно с Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) продолжить работу по упорядочению доплат и надбавок к заработной плате работников бюджетной сферы, установленных дополнительно к федеральному законодательству нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия):

3. Предложить Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия):

3.1. Внести в Правительство Республики Саха (Якутия) предложения по:

- рациональному управлению государственными активами в сфере использования объектов недвижимости - в порядке эксперимента, в целях повышения доходов от сдачи в аренду государственного имущества часть арендной платы в размере 30% оставлять в распоряжении арендатора-балансодержателя. В случае увеличения количества арендуемых площадей и доходов бюджета от сдачи в аренду государственного имущества утвердить данные нормативы распределения средств, в качестве постоянных;

- по регламентированию порядка реализации прав Республики Саха (Якутия) как акционера, в том числе порядка действий по подготовке предложений по доходам от дивидендов в проект государственного бюджета на будущий год:

- активизации процесса приватизации с целью увеличения поступлений от продажи государственного имущества:

- повышению эффективности работы по управлению государственными унитарными предприятиями и совершенствованию системы представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ,

3.2. С участием Государственного ревизионного управления при Правительстве Республики Саха (Якутия) в целях осуществления контроля по эффективному использованию государственного имущества, находящегося в ведении администраций Алданского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Усть-Янского улусов, в срок до 1 октября 2002 года провести комплексные проверки деятельности органов по управлению государственным имуществом при администрациях вышеназванных улусов.

4. Рекомендовать Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами провести оценку целесообразности и содержания и необходимости каждого объекта социальной сферы с точки зрения оптимизации схемы их размещения, текущего содержания и укомплектования.

5. Рекомендовать Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия):

- сформировать бюджетную заявку на 2003 год с учетом 35%-ной доли средств, размещаемых на основе государственного заказа на НИР и НИОКР;

- организовать участие научных учреждений республики во всех федеральных целевых программах, предусматривающих проведение НИОКР, в первую очередь реализуемых на территории Республики Саха (Якутия):

при составлении перечня прикладных научно-исследовательских работ, финансируемых из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2002 и последующие годы, в приоритетном порядке рассматривать работы, которые выполняются в рамках утвержденных федеральных и республиканских целевых программ.

6. Рекомендовать Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) решения об изменении уровня тарифов на топливно-энергетические ресурсы принимать до начала разработки проекта Закона Республики Саха (Якутия) “О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия)” на очередной финансовый год.

7. Руководителям отраслевых министерств и ведомств:

- в трехдневный срок представить в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) документы, согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2002 года № 661-р “Об утверждении графика разработки Государственного бюджета Республики на 2003 год”, сроки, представления которых истекли:

- прекратить практику внесения проектов нормативно-правовых актов Правительства Республики Саха (Якутия), снижающих доходную часть бюджета в процессе его исполнения, в том числе посредством предоставления налоговых льгот, отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, пролонгации или списания кредитных ресурсов, выданных из бюджета, а также увеличивающих расходную часть бюджета;

- не допускать образования дополнительных расходов в процессе исполнения Государственного бюджета Республики Саха (Якутия):

- прекратить необоснованное увеличение количества государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;

- в связи с введением механизма субсидиарной ответственности главных распорядителей бюджетных средств, усилить контроль за обязательствами, принимаемыми их подведомственными учреждениями;

- закрепить практику размещения государственных закупок на конкурсной основе;

- при разработке проектов республиканских целевых программ придерживаться следующих основных принципов - комплексность решения социально-экономических проблем развития республики, а также приоритетность концентрации бюджетных средств на развитии инфраструктуры и производственных отраслей;

- обеспечить организацию работы по исполнению заданий налогового графика и контрольно-аналитическую работу по сбору налогов и обязательных платежей;

- провести организационную и правовую работу по возврату кредитов, выданных из республиканского бюджета курируемым предприятиям.

8. Указать Государственным заказчикам (исполнителям) федеральных и республиканских целевых программ на необходимость:

- организации конкурсного отбора исполнителей программных мероприятий, работ, услуг, поставщиков оборудования, продукции, подрядных организаций в соответствии с Законом РФ от 6.05.1999. г. № 97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”;

- прекращения выделения ассигнований, предусмотренных на финансирование республиканских целевых программ, на текущую деятельность.

9. Закрепить положительный опыт проведения совместных заседаний Коллегий министерств и провести в III квартале т.г. совместное заседание коллегий Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

10. Довести настоящее решение коллегии Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) и коллегии Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и до отраслевых министерств, ведомств и глав администраций улусов и городов.

11. Контроль за исполнением настоящего решения возложить министра финансов РС (Я) Березкина Э.Б. и на министра экономического развития РС (Я) Данилова В.Д.

 

Председатель Коллегии Министерства экономического развития РС (Я),
Министр экономического развития РС (Я)
________________________В.Д.Данилов

Председатель Коллегии Министерства финансов РС (Я)
Министр финансов РС(Я)
___________________Э.Б.Березкин