ОБ ИТОГАХ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И МЕРАХ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА 2003 ГОД

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Республики Саха (Якутия)

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
Республики Саха (Якутия)

от 17 июля 2002 г. № 3

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Якутск

ОБ ИТОГАХ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И МЕРАХ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА 2003 ГОД

Заслушав информацию заместителя министра экономического развития РС(Я) Кондратьевой В.И. и Министра сельского хозяйства РС (Я) Наумова Д.Ф., Коллегия Министерства экономического развития РС (Я) и Коллегия Министерства финансов РС (Я) отмечают, что экономические преобразования, осуществляемые Россией с начала 90-х годов. внесли существенные изменения в сложившуюся политическую и экономическую систему государства.

Недостаточное финансирование при постоянно растущих ценах на топливо, энергию, продукцию производственно-технического назначения, в сопровождении с увеличивающимися тарифами на все виды услуг, негативно отразились не только на социально-экономическом положении отраслей производства республики, но и на жизнедеятельности улусов.

Значительно ухудшились качественные показатели сельского хозяйства. Почти в 2 раза за этот период сократилась промышленная переработка сельскохозяйственной продукции. Темп роста объемов производства цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) к уровню 1995 г. находился на уровне 54,3 %, мяса и масла животного соответственно 61,4 и 45%.

Сложившаяся к концу 1998 года ситуация привела к необходимости трансформации приоритетов и кардинальному изменению системы государственного регулирования и поддержки агропромышленного пленного комплекса.

В течение 1999-2001 г.г. ежегодно увеличивалось бюджетное финансирование сельского хозяйства и рыболовства: в 1999 году было направлено 1,4 млрд. рублей бюджетных ассигнований, что в 3 раза превышало уровень 1998 года, в 2000 году - 2,6 млрд. рублей (в 1,8 раза к 1999 году), в 2001 году - 3,6 млрд.рублей (138,5%) к 2000 году или в 7,5 раза к 1998 году).

Были внесены значительные коррективы в структуру финансирования агропромышленного комплекса. Основная доля средств стала направляться на заготовительную деятельность, обновление и укрепление производственной базы товаропроизводителей, кредитование сезонных расходов,

Разрыв в уровне среднедушевых доходов различных групп населения, прежде всего сельского, привел к необходимости повышения роли государства в регулировании механизмов самозанятости и самообеспечения семьи, поддержке развития семейной экономики.

2. Одними из мер, способствующими увеличению поголовья и улучшению продуктивных качеств стали поставки в хозяйства племенного молодняка. Была значительно повышена оплата труда отдельных специалистов сельскохозяйственного производства. Выделялись средства на укрепление материально-технической базы хозяйств и внедрение научных разработок.

Между тем. вышеперечисленные мероприятия и государственная поддержка позволили стабилизировать и улучшить только часть показателей развития агропромышленного комплекса.

В 2001 году было произведено 169,6 тыс. тонн молока с ростом к 1998 году лишь на 1,4%, 79,7 млн. яиц, с ростом на 29,5%. Всего на 1,8 и 30,5% возросло по сравнению с 1998 г. производство молока и овощей на душу населения.

В то же время, годовые задания по производству животноводческой продукции (мяса, молока и яиц) на протяжении всего периода оставались не выполненными.

К концу 2001 года остался не достигнутым уровень 1998 года по производству мяса в живом весе (71,1%) и картофеля (97,8%), Малоэффективными оказались мероприятия по повышению качественных показателей в растениеводстве. Урожайность картофеля и овощей в 2001 г. к уровню 1998 г. составила 95,4 и 97,6%.

Несмотря на предпринимаемые меры по развитию скороспелых отраслей животноводства, на 13,7 кг сокращено производство и потребление мяса.

Недостаточно задействованы производственные мощности перерабатывающих предприятий. Промышленное производство мяса в 2001 году на 72,9 % ниже уровня 1998 года. Выпуск цельномолочной продукции составляет 67%.

По-прежнему остается значительным непроизводительный отход оленей и низким уровень делового выхода тугутов. Снижаются закупки рыбы. Не получен должный результат от развития свиноводства.

Недостаточно задействованы производственные мощности перерабатывающих предприятий. Промышленное производство мяса в 2001 года на 72,9% ниже уровня 1998 года Выпуск цельномолочной продукции составляет 67%. При этом, Министерством сельского хозяйства РС(Я) недостаточно проводится работа с крупными предприятиями, такими как ФАПК “Якутия”, ФАПК “Сахабулт”, ОАО “Якутский Гормолзавод”, вновь введенной фабрикой детского питания и другими. До настоящего времени снят с рассмотрения Экономического Совета при Правительстве РС(Я) вопрос “Об итогах работы ГУП ФАПК “Якутия” и ГУП ФАПК “Сахабулт” и не внесены на повторное рассмотрение.

Обменявшись мнениями, Коллегии Министерства экономического развития РС (Я) и Коллегия Министерства финансов РС(Я) решили:

1. Принять к сведению информацию заместителя министра экономического развития РС (Я) Кондратьевой В.П.. министра сельского хозяйства РС (Я) Наумова Д.Ф.

2. Отметить:

недостаточно эффективное использование государственных средств, направленных на заготовительную деятельность, развитие семейной экономики.

не рациональное использование Фонда землеустройства и плодородия земель Государственным комитетом РС (Я) по земельным ресурсам и землеустройству.

слабую систему контроля Министерства сельского хозяйства РС(Я) (Наумов Д.Ф.) за исполнением принятых нормативных актов и недостаточную работу по развитию растениеводства

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства РС (Я) (Наумов Д.Ф.) совместно с Министерством финансов РС(Я) (Березкин Э.Б.):

- Более легализировано, в разрезе улусов (городов), рассмотреть аналитический материал Министерства экономического развития РС (Я) на заседаниях Коллегий.

- Совместно с Министерством экономического развития РС (Я) разработать предложения по совершенствованию финансово-кредитной политики агропромышленного комплекса и внести на рассмотрение Республиканской комиссии по анализу деятельности агропромышленного комплекса РС (Я) за 1999-2001 г.г.

4. Рекомендовать:

4.1. Министерству сельского хозяйства РС (Я) (Наумов Д.Ф.):

- рассмотреть на заседании Коллегии Министерства финансовое состояние крупных государственных унитарных предприятий агропромышленного комплекса и внести на рассмотрение Экономического Совета при Правительстве РС (Я) в IV квартале 2002 года.

- разработать и предоставить в Правительство РС (Я) обоснования дальнейшей реализации мероприятий по развитию семейной экономики на селе.

4.2. Республиканской комиссии но анализу деятельности агропромышленного комплекса РС (Я) за 1999-2001 г. г. (Степанов А.И.) доработать аналитический материал. разработать предложения но совершенствованию финансово-кредитной политики агропромышленного комплекса и внести в IV квартале т.г. на рассмотрение в Правительство РС (Я).

4.3. Государственному ревизионному комитету при Правительстве РС(Я) включить в план работы на IV квартал т.г. проверку целевого использования и своевременности возврат средств, направленных в течение 1999-2001 г.г. на заготовительную деятельность

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя министра экономического развития РС (Я) Кондратьеву В.И.

Председатель Коллегии Министерства экономического развития РС(Я),
Министр экономического развития РС(Я)

___________________В.Д.ДАНИЛОВ

Председатель Коллегии Министерства финансов РС(Я),
Министр финансов РС (Я)

___________________Э.Б.Березкин